Наиль Маганов вывел шинников из депрессии?

 
 
 
15
08
Статистика
ПАО «Нижнекамскшина» (группа «Татнефть», крупнейший в России производитель шин) в I полугодии 2017-го выросло вместе с российским рынком автомобильных шин, до этого несколько лет подряд погруженным в депрессию. В нынешнем году по большинству основных показателей компания демонстрирует положительный результат и развивается быстрее рынка, как видно из опубликованного ею квартального отчета.

Около 95% выручки «Нижнекамскшине» традиционно дают продажи шин. Во II квартале и в целом за полугодие они выросли. По итогам января — июня выручка от продаж увеличилась на 11,1% и составила 7,85 миллиарда рублей против 7,07 миллиарда за шесть месяцев 2016-го. Производство самих шин тоже восстанавливается. Их в апреле — июне «Нижнекамскшина» выпустила на 5,4% больше, чем в том же периоде прошлого года (данные за полгода она не указала). Весь российский рынок в натуральном выражении, по данным «Нижнекамскшины», вырос чуть меньше — на 4,2%, всего выпущено 7,12 миллиона шин.

Рост объемов выпуска помог татарстанскому производителю увеличить долю на рынке. Сама «Нижнекамскшина» теперь оценивает ее в 32,3%. Удельный вес некоторых других производителей, наоборот, снизился, сказано в отчете. Например, компания Cordiant во II квартале снизила свою долю с 32 до 30,9%.

По оценкам Cordiant, в деньгах шинная отрасль в России падала с самого начала кризиса в 2013 году, в том числе в 2016-м продажи легковых и грузовых шин просели на 2,6%. Долгое время рынок угнетала общая ситуация в экономике, а в частности — сокращение спроса на автомобили. По словам экспертов, наблюдалось оно как по легковым машинам (за счет падающих доходов граждан), так и в сегменте коммерческого транспорта (в основном из-за охлаждения в строительстве).

Что до производства, то у самой «Нижнекамскшины» оно начало падать в том же 2013 году, и все это время падение продолжалось. Исключением стал лишь 2015 год, но и тогда компания выпустила на 1 миллион шин меньше, чем в 2012-м.

В конце 2016 года «Нижнекамскшина», до этого поставлявшая шины Kama Euro для комплектации Lada Kalina и Vesta, не продлила на очередной срок контракт с «АвтоВАЗом». Тогда гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов заявил, что автоконцерн поставил шинников в заведомо невыгодное положение, заложив в «формулу цены» такие условия, которые могли грозить ее понижением.

По данным Росстата, производство резиновых изделий в стране в январе — июне выросло на 10%. Возможно, что свой вклад в это внесли и производители шин, покрышек и камер, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Причин улучшения ситуации в отрасли может быть несколько, рассуждает он. Во-первых, за полугодие было продано больше новых автомобилей, а значит, потребовалось больше шин. Во-вторых, продолжает Баранов, частично улучшилось положение некоторых потребителей, и они стали покупать новые шины. В-третьих, автовладельцы стали более ответственно относиться к безопасности, что тоже, в частности, увеличивает спрос на шины.

Год назад «Нижнекамскшина», судя по отчету, работала практически в ноль — продажи еле покрывали себестоимость, большую часть которой (56%) занимают затраты на сырье и материалы. В этом году по итогам полугодия соотношение выручка — себестоимость выросло на 2,9%, следует из отчета. Впрочем, и сейчас выручка превышает затраты только на 3,5%. Чистая прибыль компании по итогам 6 месяцев составила 33,3 миллиона рублей, увеличившись чуть более чем на 57%. Это почти столько же, сколько было заработано за весь 2016 год.

По словам г-на Баранова, в шинной промышленности есть тенденция к повышению цен: «Это может быть вызвано не только увеличением цен на сырье, но и на прочие товары и услуги, которые используют производители».

Однако при росте операционных показателей сама компания подешевела: с конца 2016 года по 30 июня 2017-го капитализация «Нижнекамскшины» снизилась на 1,8%, составив 685 миллионов рублей.

Аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев считает, что на рыночную стоимость может давить именно низкая прибыль. Она скачет несколько лет подряд, но до сих пор не вернулась на уровень 2015 года (тогда «Нижнекамскшина» получила максимум прибыли за несколько лет — 226 миллионов рублей).

Производители шин часто делают акцент на увеличении объемов производства и отгружают продукцию автопроизводителям и крупным компаниям почти по себестоимости либо с минимальной наценкой, говорит г-н Королев. Делается это в надежде, что в следующий раз покупатель приобретет шины той же марки. «Подобные заказы могут обеспечить оборот, но не прибыль. А инвесторы хотят увидеть не столько рекордную долю, сколько рекордную — или хотя бы понемногу, но стабильно растущую прибыль», — продолжает г-н Королев.

Он, впрочем, отмечает, что на сегодняшний день капитализация «Нижнекамскшины» восстановилась. В конце января правительство Татарстана включило миноритарный пакет компании в план приватизации, напоминает он: «Собственно, эта новость очень порадовала инвесторов, ввиду чего акции выросли на 20%, до 13,8 рубля». К июлю цена постепенно упала до 9,85 рубля, сейчас же снова восстановилась к 12,85 рубля.

Возврат к списку