Анвар Вахитов: Западным аналогам уступаем больше из-за стереотипов потребителей
Директор ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов о прощании с Kama Euro, полумиллионных пробегах и начале продаж шин в онлайне
Анвар Фасихович, почему на каком-то этапе потребовалось передавать шинный комплекс «Татнефти», ведь при СССР шинные заводы процветали, продукцию покупали «с колес»? Что изменилось?
После распада экономических связей СССР в шинной промышленности России и стран СНГ начались серьезные проблемы – фактически она развалилась. Были вопросы и по обеспечению сырьем, и по сбыту продукции. Покупательская способность предприятий и населения упала, многие автозаводы снизили производство и имели большую задолженность перед бюджетом. Надо было спасать шинное производство Татарстана. И по предложению первого президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева в 2000 году было принято решение передать контрольный пакет акций ОАО «Нижнекамскшина» компании «Татнефть». Это стало поворотной точкой развития шинного комплекса республики в позитивном направлении.
С чего началась «новая эра» шинного производства Татарстана — с модернизации, с восстановления партнерских связей?
Сначала сделали анализ состояния, а потом выстроили политику — как дальше работать. Серьезные средства вложили в модернизацию шинных заводов, то есть в развитие. В 2004 году «Нижнекамскшина» первой в России внедрила производство радиальных шин по технологии итальянской фирмы Pirelli.
А сбыт? С этим проблем уже не было?
Спрос со стороны населения на нашу продукцию всегда был. Когда «приседали» российские автозаводы, мы находили дополнительные рынки сбыта в ближнем и дальнем зарубежье: в Казахстане, Украине, Белоруссии, Армении, на Кубе, в страны Европы. Сегодня мы поставляем свои шины в 43 страны мира.
Когда и для каких целей была создана управляющая компания нефтехимического комплекса? Не лишняя ли это надстройка?
Управляющая компания создана в 2002 году для оптимизации издержек производства, повышения качества и управления шинными активами. В то время было два шинных завода и управленческая надстройка – производственное объединение «Нижнекамскшина». На каждом заводе были собственные службы экономическая, хозяйственная, ремонтная, механическая, энергетическая, бухгалтерия и др. В первую очередь встал вопрос систематизации и повышения эффективности обслуживания производства. С этой целью были реорганизованы службы обслуживания оборудования, подачи энергопараметров, финансово-экономические и пр. Сегодня управляющая компания «Татнефть-Нефтехим» управляет 10 предприятиями.
Каковы финансовые показатели комплекса «Татнефть-Нефтехим» за 2016 год и 1-й квартал 2017-го — выручка и прибыль?
В 2016 году нами реализовало 12 миллионов штук шин на сумму более 39 миллиардов рублей. Рост к 2015 году составил два процента по объему реализации и 8 процентов по выручке. Целевая задача по показателю EBITDA за 2016 год выполнена. На 2017 год поставлена задача произвести и реализовать более 13 миллионов штук шин.
Какую долю комплекс занимает в общем объеме производства «Татнефти»?
В общем объеме консолидированной выручки «Татнефти» доля шинного бизнеса составляет около 7 процентов.
Какую долю «Татнефть-Нефтехим» имеет в ВРП Нижнекамского района, сколько налогов суммарно платит в бюджет (кстати, в какой)?
10 процентов. Суммарные налоговые и неналоговые платежи в бюджеты всех уровней за 2016 год составили 2,8 миллиарда рублей — это 6,7 процента к выручке от реализации. В том числе платежи в бюджет РФ – 1,27 миллиарда рублей, в консолидированный бюджет РТ – 1,56 миллиарда, из них в местный бюджет — около 0,2 миллиарда рублей.
Имеет ли комплекс разработанную и зафиксированную стратегию развития? На какой срок?
Стратегия развития шинного комплекса до 2025 года была разработана в 2016 году и утверждена советом директоров «Татнефти». Генеральный директор Наиль Ульфатович Маганов поставил перед нами амбициозные задачи: удержать и укрепить лидерские позиции на российском рынке шин, освоить новые рыночные ниши, прежде всего, за счет повышения качества продукции и расширения ассортимента. И, конечно, эффективный маркетинг. И у нас есть все возможности, чтобы эти задачи выполнить.
Сегодня упор мы делаем на производство шин принципиально новых конструкций, таких как радиальные легковые шины и грузовые шины ЦМК. К 2025 году планируем довести производство до 16 миллионов штук в год. При этом выпуск современных легковых шин Viatti увеличится до 6 миллионов штук в год, грузовых шин ЦМК – почти до двух миллионов. Наш научно-технический центр «Кама» работает над улучшением потребительских свойств шин. В развитие шинного комплекса до 2025 года планируется вложить 24 миллиарда рублей. Это позволит увеличить стоимость наших активов для акционеров.
Уже несколько лет падает покупательная способность населения, авторынок только-только начал оживать после очередного спада... Учтены ли колебания рынка в стратегии? Не стратегия ли мечтателей у вас получилась?
Стратегия шинного комплекса сформирована с учетом рыночных трендов и предполагает рост объемов производства до 16 миллионов штук шин к 2025 году. А в прошлом году мы произвели 11,5 миллиона, план на этот год – 13,3 миллиона штук шин. Согласитесь, 16 миллионов через 7 лет – выполнимая задача. Хотя сегодня мы уже рассматриваем опцию, предполагающую увеличение объемов производства до 18 миллионов штук шин.
На что пойдут 24 миллиарда рублей инвестиций?
Подходит к завершению начатый в прошлом году проект по резиносмешению, предусматривающий расширение производства высококачественных резиновых смесей для шин Viatti и ЦМК. Сегодня у нас недостаточно мощностей для производства резиносмесей для шин Viatti, а бренд стал узнаваемым, спрос пошел в рост. Проект предусматривает изготовление 30 тысяч тонн смесей в год. Партнерами выступают ведущие европейские производители оборудования. На сегодня завершаются пуско-наладочные работы, а в сентябре установленное оборудование будет введено в эксплуатацию. Это позволит увеличить объем производства шин марки Viatti.
А буквально месяц назад мы утвердили программу дальнейшего развития производства ЦМК-шин, которая будет реализована на территории завода грузовых шин. Она позволит увеличить их выпуск на 300 тысяч штук в год. Комбинированные шины потихоньку исчезают с рынка, поэтому мы должны готовить им замену. Программа предусматривает до 2020 года увеличение мощности завода ЦМК. Мы уже провели тендеры на закупку вулканизаторов, машины по раскрою металлокорда, линии по производству крыльев.
Все это стратегия органического роста. А есть ли в планах поглощение конкурентов?
В настоящее время данную опцию мы не рассматриваем. У нас достаточно площадей и возможностей для расширения. И специалисты у нас свои есть. Почему завод ЦМК стал таким успешным? Потому что на этот проект отобрали самые лучшие кадры, причем не со стороны, а из своих.
Создается особая экономическая зона «Алабуга-2» для нефтехимических предприятий. Есть ли вероятность, что какие-либо из ваших новых производств также войдут в эту ОЭЗ как резиденты?
Мы мониторим ход реализации этого проекта, возможно участие в составе ПАО «Татнефть».
Много ли у вас современного отечественного оборудования? Кто его производит сегодня? Довольны ли вы качеством?
Оборудование для шинных предприятий в России не выпускается вообще. Исключение составляет оснастка — это преимущественно пресс-формы и прочие виды оснастки. Поэтому практически 100 процентов оборудования мы закупаем за рубежом. А в советское время в Киеве изготавливали резиносмесители и другие многотоннажные агрегаты, в Тамбове и на «Бахмаче» – форматоры-вулканизаторы, в Ярославле – сборочное оборудование. Эти производства и сегодня есть, но уже не в том объеме и не на должном техническом уровне. Сегодня в России делаются попытки развить производство пресс-форм, и мы даем им рекомендации. Но базовое оборудование для шинников пока, к сожалению, никто не делает.
Какое сырье используется на вашем предприятии, и где вы его закупаете?
Основным поставщиком синтетических каучуков является ПАО «Нижнекамскнефтехим» – это наш проверенный временем партнер. Бутилстирольные каучуки закупаются у других российских производителей. Натуральные каучуки приобретаем у азиатских компаний через биржу. Поставщиками металлических, текстильных и полиэфирных кордов, в основном, являются отечественные и белорусские заводы. Одним из основных компонентов шинной продукции является технический углерод или как его еще принято называть — сажа. Практически всю сажу, а это 14 марок конкурентоспособного технического углерода, мы производим сами – в АО «Нижнекамсктехуглерод». Анидные и частично полиэфирные корды закупаются у европейских производителей. Химикаты приобретаются только у зарубежных изготовителей – в Европе, Китае, США, поскольку отечественных производителей не существует.
За рубежом покупать надо за доллары и евро, а они сегодня дорогие, все это в конечном итоге ведет к удорожанию вашей конечной продукции... Так много говорят об импортозамещении, а на практике какие-то подвижки есть в вашей отрасли?
В этом плане в Татарстане есть некоторое движение вперед – это малотоннажная химия. В «Татнефтехиминвест-холдинге» под руководством Рафината Саматовича Яруллина сегодня рассматриваются вопросы по производству, например, тех же химикатов.
Кроме этого мы проводим мероприятия с другими российскими производителями по организации импортозамещения.
Чем занимается научно-технический центр «Кама»?
ООО «НТЦ «Кама» ведет проектные и конструкторские работы – по конструированию шин, созданию рецептур резиновых смесей, а также по технологии производства и реконструкции.
НТЦ сам разрабатывает технологии, или вы все-таки их закупаете?
Шины и технологии мы разрабатываем в основном своими силами. Были проекты, в которых принимали участие иностранные партнеры. Например, в 2007 году мы начали строить завод ЦМК по производству цельнометаллокордных шин. Проектировали и строили завод совместно с известной немецкой компанией.
Вы купили у нее лицензию?
Мы купили ноу-хау. Совместно мы выбрали самое современное на тот момент оборудование для завода. И уже в 2010 году мы запустили завод шин ЦМК, начали выпускать шины на продажу. Наши немецкие партнеры сказали тогда: «С такими темпами и результатами мы давно не работали». Сегодня на этом заводе мы производим шины не только под брендом «Кама», но и под ведущими мировыми брендами. Контроль качества производится по международным стандартам, поэтому с уверенностью могу сказать: качество этой продукции соответствует высочайшим мировым требованиям.
Какие шины и сколько сегодня производит комплекс? Чем обусловлен такой набор?
Мы производим легковые, легкогрузовые, грузовые ЦМК, грузовые комбинированные, индустриальные и сельхозшины. В целом сегодня мы выпускаем 376 типоразмеров шин, и номенклатура выпускаемой продукции продолжает расширяться. Вызвано это, во-первых, широкой географией деятельности компании, а в каждом регионе РФ и в каждой стране мира своя структура автомобильного парка; во-вторых, постоянным развитием автопрома и новыми требованиями к шинной продукции. ПАО «Нижнекамскшина» производит 255 типоразмеров, в основном это легковые и легкогрузовые шины – Viatti, Kama и Kama Euro. На заводе грузовых шин выпускается 40 типоразмеров шин — это грузовые комбинированные шины, шины повышенной проходимости с регулируемым давлением, сельскохозяйственные шины и шины для погрузчиков. На заводе ЦМК выпускают 81 типоразмер шин новой цельнометаллокордной конструкции, из них по системе off take – 23 размера.
Ваши собственные разработки патентами защищены?
Конечно. Патенты на конструкцию и протекторы мы оформляем на те предприятия, где выпускаются эти шины. Патенты регистрируются и в тех странах, где реализуется наша продукция, например, в той же Бразилии.
Какая ваша доля на рынке России?
По итогам 2016 года доля продукции нашего комплекса на российском рынке составила 21 процент. Для сравнения: рыночная доля тройки крупнейших производителей – Cordiant, Nokian, Amtel/Pirelli — имеют рыночную долю в 10-12 процентов. Товаропроводящая сеть торгового дома «Кама», который входит в состав шинного комплекса, охватывает все регионы России и насчитывает более 100 контрагентов. Основная реализация шинной продукции приходится на регионы Приволжского и Центрального федеральных округов – по итогам 2016 года это 56 процентов общих продаж по вторичному рынку.
Как изменились ваши зарубежные рынки сбыта по сравнению с началом 2000-х годов?
Рынки сбыта сегодня только расширяются. К странам СНГ прибавились Германия, Италия, Англия. В прошедшем году на экспорт было поставлено 3,2 миллиона штук шин или 26 процентов от общих продаж. 90 процентов экспортных поставок пришлось на долю стран СНГ, ключевыми из которых являются Казахстан, Беларусь и Украина. Оставшиеся 10 процентов — это страны дальнего зарубежья, в первую очередь, Европы. Главными рынками сбыта являются Сербия, Румыния, Чехия, Италия, Болгария. Поставляются шины и в страны Азии, Южной Америки, Африки.
В прошлом году мы запустили совместный с итальянской компанией Marangoni завод по восстановлению цельнометаллокордных шин. Этот проект реализуется для расширения сервисных услуг и продвижения наших ЦМК-шин на рынок – это свидетельство того, что наши цельнометаллокордные шины ходят сегодня 250 тысяч километров. Каркас шины выдерживает двукратное восстановление. После первого восстановления мы даем гарантию на 100 тысяч километров, после второго – еще на 100 тысяч. Уже есть шины, которые пробежали более 500 тысяч километров.
Восстанавливаете только шины своего производства?
Не только, на восстановление берем каркасы ведущих мировых брендов (кроме китайских), которые соответствуют высокому уровню качества.
Клиенты на восстановление шин повалили? Это ведь все-таки дешевле, чем новые покупать.
К сожалению, культура эксплуатации шин в России отстает. Шины донашивают до изнеможения (и напрасно), и восстановить их уже бывает невозможно. Качество дорог, конечно, тоже влияет. Но вопрос этот долгоиграющий. Надо приучить клиента, что шины можно восстанавливать, и что за 65 — 70 процентов стоимости он получает ту же шину, не уступающую по качеству и ходимости новой.
Восстановление шины – это и вопрос экологии. Отходов-то меньше.
Безусловно. И мы надеемся, что на это обратят внимание правительство и соответствующие госструктуры.
Кстати об экологии – есть такой вопрос: «Будет ли "Нижнекамскшина" создавать собственные мощности по переработке авторезины?»
На сегодняшний день на рынке достаточно мощностей для переработки шин по вполне приемлемым ценам. Мы заключили договоры с переработчиками, поэтому нам нет необходимости инвестировать в это направление. Мы лучше будем делать шины хорошего качества и на этом зарабатывать.
Когда с заводов перестанет распространяться запах, особенно по вечерам и ночью, когда руководство уже уехало по домам?
На всех трех шинных заводах – на «Нижнекамскшине», заводе грузовых шин и Нижнекамском заводе шин ЦМК – внедрена и результативно функционирует система экологического менеджмента в соответствии с требованиями МС ИСО 14001:2004. Доля наших заводов в общем объеме выбросов в атмосферу от всех предприятий промышленного узла Нижнекамска составляет три процента. Много это или мало? В масштабах всего промышленного узла нашего города это, конечно же, довольно незначительный показатель. Одно из приоритетных направлений деятельности комплекса – реализация программы по охране окружающей среды, направленной на улучшение экологической обстановки в Нижнекамском промышленном узле.
При производстве технического углерода применяются различные виды сырья как нефтехимического происхождения, так и коксохимического. Все они относятся к ароматическим углеводородам. При сливе сырья из железнодорожных цистерн может распространяться в окружающую среду запах ароматических углеводородов. Для устранения данного запаха на заводе в 2017 году планируется реализовать проект герметизации слива из железнодорожных цистерн. Срок ввода — декабрь 2017 года.
При получении технического углерода сырье и компоненты, выделяющие сероводород либо зловонные по запаху газы, на заводе не применяются.
Природоохранная деятельность наших предприятий не остается без внимания общественности. К примеру, по итогам 2016 года наша «Нижнекамскшина» признана «Лидером природоохранной деятельности России». Это в очередной раз подтверждает статус экологически ответственного предприятия. По итогам 2016 года затраты шинного комплекса на природоохранную деятельность составили более 260 миллионов рублей (в 2015 году — более 256 миллионов рублей).
Кто подсчитал, что доля ваших заводов в общем объеме выбросов составляет три процента? Экологический аудит был?
Последняя плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства была проведена Казанской межрайонной прокуратурой 28 июля 2016 года.
Кто ваши основные конкуренты по соотношению цена-качество – отечественные и иностранные? И чем наши шины все-таки уступают западным?
Не могу согласиться с подобной постановкой вопроса. И вот почему. Наша продукция востребована потребителями, сегодня шинный комплекс «Татнефти» является крупнейшим игроком на рынке, ведь нижнекамские шины поставляются на сборочные конвейеры не только отечественных автопроизводителей, таких как АвтоВАЗ, УАЗ, КамАЗ, но и ведущих мировых автоконцернов – Volkswagen и Ford. Сегодня омологация продукции без подтверждения высокого качества шин по результатам многочисленных тестов и испытаний просто невозможна.
Так что с точки зрения качества наши шины ничем не уступают зарубежным аналогам и даже по некоторым параметрам превосходят продукцию конкурентов, а стоят дешевле. Возможно, предлагаемый нами ассортимент не столь обширен, как у премиальных брендов. Но необходимо понимать, что все шины «Татнефти» выпускаются только в Нижнекамске, а продукция премиальных брендов может изготавливаться на нескольких заводах, разбросанных по всему миру.
Западным аналогам мы больше уступаем по субъективным оценкам потребителей, благодаря стереотипам, заложенным в их сознании, нежели по объективным параметрам. Вот над этим нам еще предстоит поработать.
По каждой группе и бренду наших шин имеется свое сформированное ценовое позиционирование. Например, продуктовый портфель легковых и легкогрузовых шин Kama состоит из типоразмеров, предназначенных для отечественных автомобилей, соответственно и конкурировать приходится с производителями России и стран СНГ («Белшина», «Кордиант»). А вот продуктовый портфель шин Viatti сформирован, в первую очередь, для современных автомобилей зарубежных брендов, что в совокупности с высокими потребительскими свойствами шин позволяет им конкурировать по цене с европейскими (Matador, Tigar, Sava, Formula) и азиатскими (Hankook, Kumho, Yokohama) аналогами. Схожая ситуация с ЦМК-шинами Kama, которые находятся на одном качественном уровне с продукцией таких брендов, как Matador, Hankook, Kormoran.
За рубежом свои шины продаете намного дешевле тамошних производителей?
Нет, не намного. Например, ЦМК-шины продаем по ценам вторичных брендов ведущих мировых производителей. Когда клиенты лучше узнали наши цельнометаллокордные шины Каmа, их стали покупать охотнее.
Помнится, раньше КамАЗ не был доволен качеством шин «Нижнекамскшины». Сегодня претензии к вам есть?
С КамАЗом у нас нормальные деловые отношения. К нашим шинам сегодня претензий нет. Да, вопросы между нами были и, наверное, будут возникать, но мы регулярно встречаемся с руководством соответствующих служб, проблемы снимаем. Например, у них бывает всплеск производства, и они просят нас изыскать возможность поставить им дополнительный объем шин. И мы всегда находим такую возможность. А бывает так, что заказов у них нет, и они не выбирают запланированный объем шин.
И вы не штрафуете их за это?
Нет. Считаю, с соседями надо дружно жить. Кроме этого, КамАЗ является нашим стратегическим партнером, и мы строим долгосрочное сотрудничество.
Вы – единственный поставщик шин для КамАЗа?
Нет, КамАЗ комплектуют также «Белшина» и «Кордиант».
Вы такой тип шин не производите?
Сегодня не производим, а завтра будем производить. Мы провели реконструкцию производства, и буквально в июле свулканизировали пробный вариант шины 16.00. Сейчас мы заканчиваем монтаж сборочного комплекса, два форматора-вулканизатора приобрели у наших давних партнеров – немецкой фирмы Herbert. В сентябре произведем первые шины на продажу. Потребность на рынке для этих шин сегодня есть.
По поставкам каучука с ТАИФом у вас такие же добрые отношения, как с КамАЗом?
Примерно такие же. Мы встречаемся с руководством «Нижнекамскнефтехима», разговариваем, спорим, находим общий язык и работаем.
Какой рынок более маржинальный – легковых или грузовых шин?
Сейчас рынок грузовых шин несколько более маржинальный, но все зависит от ценового сегмента, в котором этими шинами торгуют.
Это связано с ценой шин? Грузовые все-таки дороже.
Грузоперевозчики всегда считают тонны-километры, а те, кто ездит на легковых автомобилях, смотрят на бренды. Они сегодня говорят, что шины финского бренда являются одними из лучших зимних шин. Но результаты тестов, проведенных независимыми экспертами, показывают, что наши зимние шины ничем не уступают, а цена – в полтора — два раза ниже.
У бренда Viatti был большой успех, он хорошо выстрелил на российском рынке...
Качество шин Viatti намного лучше, чем Kama Euro. Со временем марку Kama Euro мы снимем с производства.
Если вы шину Kama замените премиальным брендом, то у вас появится новый премиальный бренд?
Как ранее было сказано, мы сегодня выпускаем легковые шины Kama, Kama Euro и Viatti. Kama по-прежнему может эксплуатироваться на бюджетных марках автомобилей. Появление нового бренда и его ценовое позиционирование находится на стадии обсуждения.
Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов как-то сказал, что шины Viatti недооценены и должны стоить на полке дороже, чем сейчас. Почему так? Расскажите о ценах – сколько стоит пара шин «Кама» и сколько Viatti? Дороже или дешевле они по сравнению с конкурентами?
Продукция бренда Viatti недооценена в соотношении с качеством. Изменение цены возможно в разумных пределах. Когда бренд Viatti появился на рынке, были определенные сложности, с которыми сталкивается любая новая продукция на начальном этапе. В настоящее время линейки шин Viatti имеют полный вид и насчитывают более 60-ти типоразмеров. Узнавание марки Viatti существенно выросло по итогам масштабных рекламных мероприятий и, в первую очередь, благодаря совместному проекту с телеканалом «Матч ТВ». Спрос на шины Viatti неуклонно растет и конкурирует со спросом на европейские и азиатские бренды – Matador, Tigar, Sava, Formula, Hankook, Kumho, Yokohama. Шины Kama и Viatti предназначены для разных категорий автомобилей и априори не могут стоить одинаково.
Сегодня некоторые производители шин практикуют онлайн-продажи, и есть системы динамического ценообразования, когда цена зависит не только от сезона, но и от спроса на определенный типоразмер. Вы планируете внедрить подобную систему?
Online-продажи, практикуемые некоторыми мировыми производителями шин, планируется реализовать в рамках интернет-магазина шинного комплекса в 2018 году. В текущем году на сайте Kama Tyres будет запущен поисковик точек реализации шин Каmа в привязке к региону потребителя, что позволит конечным покупателям найти наш продукт в своем населенном пункте по лучшей цене.
Динамическое ценообразование для конечных потребителей еще не вошло в практику розничных продаж в РФ. Но в рамках действующих программ для наших дилеров предусмотрено динамическое ценообразование, зависящее от вида и сроков оплаты, месяца отгрузки товара и т.п. Мы планируем разработку инструментов, позволяющих нам отслеживать спрос на определенную модель или типоразмер шин, для формирования конкурентной цены, но это перспектива пусть недалекого, но будущего.
Заявочная площадка только еще планируется или уже работает?
С момента организации ООО «ТД «Кама» заявки оптовых покупателей формировались в электронном виде (Excel, Word) и предоставлялись в ТД «Кама» по факсимильной связи или по электронной почте, впоследствии данные заявки заносились вручную в систему учета, что занимало достаточно много времени. Поэтому в 2008 году был разработан удобный инструмент для подачи заявок на базе заявочной площадки, которая была синхронизирована с системой учета. Посредством ресурсов данной площадки покупатели могут в удобном для себя месте, в любое время и в деталях получать оперативную информацию об исполнении своих заявок (годовых, квартальных, месячных, уточненных) вплоть до даты отгрузки, ассортимента и данных транспортного средства. При этом соблюдается полная безопасность и конфиденциальность для покупателей по хранящейся на заявочной площадке информации. Система приема заявок от покупателей постоянно совершенствуется.
На конференции ТД «Кама» в «Корстоне» шинные дилеры задавали руководству «Татнефти» много вопросов по маркетинговой политике – продвижению шин на телевидении, в интернете. Сейчас ваши шины рекламируют на «Матч-ТВ», но очевидно, что этой площадки недостаточно. Какие сейчас маркетинговые бюджеты у шин «Татнефти»?
Рекламный бюджет достаточен и позволяет размещать рекламу на телеканалах, продвигать свою шинную продукцию в сети Интернет, сотрудничать с радиостанциями. Кроме этого, имеются рекламные контракты с ХК «Акбарс», ФК «Рубин», с альметьевским «Нефтяником» и «Нефтехимиком», и наша реклама присутствует на их матчах. Также заключен рекламный контракт с автогонщиком Тимуром Тимерзяновым, который участвует на этапах чемпионата мира по ралли-кроссу. Он рекламирует нашу продукцию за рубежом – в Европе, Америке.
Интересно, а есть ли у вас такая амбициозная задача, как поставка ваших шины на Formula 1?
В настоящее время такую задачу мы не ставим.
Глава Всемирного экономического форума Клаус Шваб (Claus Schwab) в своей книге по «Индустрии 4.0» упомянул о принципиально новых материалах — самосращивающихся пластиках. В перспективе эти материалы станут заменой всех пластиковых изделий в мировой промышленности. Какие именно действия ваша компания предпринимает, чтобы в будущем остаться в качестве самостоятельного игрока? Вы изучаете перспективные рынки, материалы, технологии? И если да, то что именно ваша компания будет продвигать на российском и мировом рынках на горизонтах в 5-10-20 лет?
У нас есть научно-технический центр «Кама», который проверяет получаемое нами сырье, ищет новое сырье, испытывает его и предлагает свою рецептуру для улучшения качества продукции. В этом направлении работа ведется. Другое дело – замена резины на пластик или что-то другое. Это пока будущее. Сегодня появляются изменения в конструкции шин, которые увеличивают, например, износостойкость каркаса и протекторов. На все новинки мы быстро реагируем, проводим всесторонний анализ.
У вас нет опасения, что появится совершенно другая технология, которая похоронит современную индустрию шин?
Во-первых, новая технология вмиг не появляется, во-вторых, мы об этом узнаем первыми. Сегодня существуют разные идеи, даже такие как, например, шина в виде шара, прикрепленного к машине не болтами и гайками через ступицу, а посредством магнитного поля. Тогда автомобиль сможет двигаться не только вперед-назад, но и в стороны, что позволит маневрировать в ограниченном пространстве. Несколько лет назад я видел пробный образец прозрачной шины из полиуретана, но сделать ее прочной ученые пока так и не смогли. Поиск всегда идет: а вдруг какая-то идея выстрелит? Но, конечно, специалисты все по земле ходят: если что-то делают, то основываются на результатах испытаний.
Сегодня автомобильные заводы, которые мы комплектуем, к шинам стали предъявлять намного более жесткие требования. Если меняешь хоть один компонент в составе резины или конструкции, пусть даже на равноценный, то обязательно должен подтвердить это испытаниями.
Сколько людей работает в вашей управляющей компании?
Всего 469 человек — это производственное управление, бухгалтерия, экономическая и правовая службы, служба управления персоналом, собственностью, делопроизводством и др., оказывающие услуги всем управляемым предприятиям.
А сколько всего на предприятиях комплекса работают? Какой средний возраст?
Сегодня работают около 8,3 тысячи человек, средний возраст – примерно 40 лет.
Вакансии есть?
Как таковых вакансий сегодня практически нет. Штат укомплектован.
Наверное, свою роль играет размер оплаты труда. Каков средний уровень заработной платы?
Средний уровень заработной платы работников комплекса соответствует среднему уровню зарплаты предприятий Нижнекамска и Нижнекамского района, обеспечивая достаточный баланс между уровнем затрат на персонал при производстве продукции. Ежегодно производится индексация заработной платы. Рост средней зарплаты за два последних года был по 10 процентов.
Есть ли у вас на предприятиях социальный пакет?
Как и «Татнефть», нефтехимический комплекс социально ориентирован, у нас заключается коллективный договор. Одно из приоритетных направлений — улучшение жилищных условий работников по республиканской программе социальной ипотеки. С 2005 года жилье получили более 2,5 тысячи сотрудников, в 2017 году планируем обеспечить квартирами еще 200 человек. В прошлом году запустили программу по социальному найму жилья, причем квартиры, которые предлагают в наем, обставлены мебелью и оснащены бытовой техникой. А научно-техническому центру выделили 10 квартир, чтобы они могли приглашать лучших специалистов из других регионов.
Те, кто получает жилье через соципотеку, платят на общих основаниях, или вы даете какие-то дополнительные льготы?
Мы оплачиваем за них первоначальный взнос.
Безвозмездно?
Мы не просто так отдаем, а говорим: если взял заем на первоначальный взнос у нас, то работай на наших предприятиях, если увольняешься – заплати все. Через пять лет работы списывается половина суммы, еще через пять лет – вторая половина. Это и мера поддержки работников, и закрепление кадров.
Что еще входит в соцпакет?
Полноценное качественное питание в нашей столовой за 50 процентов стоимости. Столовые после реконструкции преобразились, отремонтированы все бытовые помещения. Работников бесплатно доставляют автобусом к месту работы и обратно. У нас осуществляется добровольное медицинское страхование, организуются регулярные профилактические медицинские осмотры, выделяются целевые средства для обеспечения санаторно-курортного лечения. Дети наших работников имеют возможность отдохнуть в оздоровительном лагере «Чайка», который по итогам 2016 года был признан лучшим лагерем республики. За лето бывает четыре смены по 450 мест. Отдыхают там и дети работников других организаций Нижнекамска. А зимой этот лагерь работает для семейного отдыха. В прошлом году ввели новый корпус с бассейном и тренажерный зал, в этом стадион ГТО с крытой посадочной частью на тысячу мест. Есть лыжная база, проложена трасса. Работники и их семьи имеют возможность укрепить свое здоровье в нашем спортивном комплексе.
Особое внимание уделяется социальной поддержке молодежи, которая составляет 40 процентов коллектива. Выплачивается материальная помощь в связи с первым бракосочетанием, при рождении ребенка, при отправке в ряды вооруженных сил. Социально защищены и неработающие пенсионеры предприятий комплекса, на учете состоит более 7 тысяч бывших работников. В Коллективном договоре предусмотрен специальный раздел, посвященный поддержке ветеранов производства.
Социальный пакет – это прекрасно, но ведь все эти расходы ложатся на себестоимость продукции. Считаете, оно того стоит?
Да, это недешево, но мы считаем, что если человек трудится и отдает всего себя производству, то у него и быт должен быть на должном уровне, и дети сыты-ухожены.
Получается, отдых сотрудника – это часть его работы?
Я не призываю возвращаться к социализму, но социальный пакет у работников предприятия должен быть, это наше дополнительное преимущество. Это те социальные гарантии, которые предоставляются каждому нашему сотруднику.
Довольны качеством подготовки молодых специалистов?
В Нижнекамске было профессиональное училище, которое готовило шинников, сегодня оно преобразовано в Нижнекамский индустриальный техникум. И мы туда вкладываем серьезные средства, всесторонне помогаем. А практику учащиеся проходят в нашем ресурсном центре, на новом оборудовании. Эта совместная работа дает положительные результаты. Плюс к этому – мы договорились с нефтехимиками о создании на территории филиала КНИТУКАИ общего инженерного центра, где нам будут готовить кадры. Думаю, это поможет закрепить молодежь в городе. Вообще в последние годы в Нижнекамске многое делается для повышения комфортности проживания.
Почти 40 лет вы руководили реальным производством, а тут – управляющая компания... Не скучно? Реальные рычаги влияния на производственную ситуацию на заводах у вас есть? В чем вообще заключается лично ваша миссия?
Ответственность за организацию работы и достижение целевых показателей управляемых предприятий лежит на мне. Исполнительные директора всех предприятий – в штате управляющей компании. Директор НТЦ является моим заместителем по научно-исследовательской работе. Вопрос о скуке не стоит. Мне интересно. Мне любая работа всегда была интересна. До армии был учеником слесаря и токаря, после армии работал токарем и достиг уровня пятого разряда. Был мастером, начальником участка, начальником цеха, главным инженером, директором завода – и на всех участках мне было интересно работать. Всегда стремлюсь сплотить коллектив в единую команду, в которой ценю компетентность, ответственность и готовность к самоотдаче.
В своей карьере вы шли поступательно – от токаря до директора. А сегодня совсем молодых людей, без опыта работы, сразу назначают директорами. Как считаете, это допустимо?
Сегодня мир меняется. Современная молодежь более продвинутая. Может быть, не надо назначать сразу на самые высокие посты, но продвижение должно быть. Если к 35 годам человек сформировался и получил какой-то жизненный опыт, имеет соответствующее образование, то он уже может руководить довольно серьезным предприятием. Другое дело, если кого-то по протекции назначают, а не по знаниям и способностям.
- Комментарии